г.Казань, ул.Московская, д.39
(843) 292 22 99
Сувениры Контакты
Раифский Богородицкий мужской монастырь

Крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. Богом хранимая обитель - Раифский Богородицкий мужской монастырь, чудом сохранивший все храмы и постройки в послереволюционный период, сегодня доступны каждому. История возникновения построек Раифского монастыря, их художественный облик представляют несомненный архитектурный интерес.

 

Основателем обители был отшельник Филарет. Родом он был из богатой московской купеческой семьи. После того, как его горячо любимые и почитаемые родители покинули этот мир, Филарет решил отправиться в странствие по городам, по пути раздавая нуждающимся своё имущество.

 

В начале своего отшельнического пути остановился он в Московском Чудовом монастыре, где и был пострижен в монашество. Здесь он дослужился до сана иеромонаха. Но решил оставить это место, так как Москва показалась ему не слишком уединенным местом.

 

Он пешком отправляется в путь, и в 1613 году прибывает в Казань. Некоторое время странник жил в Спасо-Преображенском монастыре на обширной территории ныне очень знаменитого Казанского Кремля.

 

Здесь он нашел то, что искал: молитвенный покой. Но со временем, к нему стали стекаться люди за советом. Его знали, как человека мудрого и проницательного, поэтому его слово было так важно приходящим.

 

И вот Филарет решается уйти от людского внимания. После чего он обосновался вдали от всех людей, построив для себя уединённую келью на берегу небольшого тихого Сумского озера.

 

С давних времён эти земли обживали коренные жители, называемые черемисами. По определённым дням на берегу живописного озера они совершали языческие обряды. Вот они-то и разнесли на много вёрст вокруг весть о святом человеке, одиноко проживавшем на побережье озера, которое с тех пор зовётся ещё и Монастырским.

 

Постепенно к Филарету стали присоединяться православные христиане. Его одинокая некогда келья со временем стала центром православной веры в этих местах.

По существующему сказанию, одному из монахов случилось видение. Он увидел в небе руку, указывающую на определённое место Раифской пустыни. Вскоре после этого, некоторые монахи слышали колокольный звон, который раздавался как-будто ниоткуда.

 

Узнав об этом чудесном знаке, Филарет наказал построить на этом месте часовенку. В 1659 году Филарет умер. Предчувствуя свою смерть, он вернулся из отшельничества в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, так как хотел, чтобы его отпели по всем монастырским канонам. Там он и был похоронен.

 

А спустя 2 года, на месте уединения отшельника решено было основать православный монастырь.

 

Почти в это же время сюда привезли список с Грузинской иконы Богородицы. Он был сделан с оригинала Образа, хранившегося тогда в обители близ Холмогор.

 

А сам монастырь очень долго располагался среди язычников, поэтому ему дали название в память о драматических события 4 века. Тогда от язычников приняло смерть много монахов-христиан. Монастырь назван в честь Святых Отцов, в Раифе и Синае убиенных

 

Обновление обители

Обитель жила спокойной, размеренной жизнью до 1689 года. В этом году в этой местности произошёл пожар. Так как все постройки монастыря были деревянными, то большая его часть сильно пострадала. Монахи остались без крыши над головой, буквально, на пепелище.

 

Некоторые из них тогда ушли в другие храмы и монастыри. Но многие, несмотря на трудности, остались восстанавливать свою обитель. Тогда и было принято решение о возрождении каменного православного монастыря.

 

И вот уже на рубеже 17-18 веков здесь появился новый архитектурный монастырский комплекс, некоторые части которого стоят и сегодня. Первой в 1708 году была отстроена каменная церковь святых Отцов в Раифе и Синае убиенных. Следующей возвели Софийскую церковь. Она располагалась над кельями монашеской братии и имела одну особенность: была настолько мала, что в ней могло одновременно разместиться только 7 человек.

 

А в 1739 году монастырский комплекс состоял уже аж из 15 храмов!

 

Долгостроев тогда не было. Чуть позже был отстроен Грузинский собор, а также надвратная колокольня высотой около 60 метров. Уже в начале 20-го века построили Троицкий собор.

Он имел уникальную акустику. По преданию, пение хора братии в храме Святой Троицы было слышно на несколько верст вокруг.

 

Перед самой революцией монашеская братия обители насчитывала около 80 насельников.

 

Революционное вмешательство

В 1918 году монастырь, как многие в то время, закрыли, но сначала только на бумаге. В храмах, можно сказать, втайне от властей проходили Богослужения.

 

Но в 1930 году всех послушников и иеромонахов обители обвинили в антисоветской деятельности. Их арестовали и вскоре расстреляли. Впоследствии, их всех причислили к лику святых. А в храмах в то время разместились тюрьма, колония и ремонтные цеха.

 

С 1991 года монастырь стал возрождаться, в буквальном смысле, из руин. Очень помогали местные жители-мусульмане. Так, Президент Шаймиев пожертвовал деньги сразу на 5 крестов для Троицкого собора, главного и, наверное, самого красивого в монастырском комплексе.

 

 

Монастырь сохранил цельность облика до наших дней. Это единственный в Татарстане сохранившийся монастырский комплекс, выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций XVII века.

 

Легенда о молчащих лягушках.

Хочется сказать несколько слов о таких обитателях, как лягушки. Интересно, что обитающие тут создания не квакают. Они просто молчат, а условия обитания им нравятся. Земноводные давно полюбили этот укромный уголок.

О лягушках ходит немало легенд. Оно из сказаний гласит, что когда монахи стали поселяться в здешнем краю, то земноводных стало очень много. Они квакали настолько громко, что отшельники не могли найти спокойствие. Шум отвлекал от молитв и служению Богу. Праведники даже начали страдать бессонницей. Тогда было решено обратиться к всевышнему, прочитав молитву. Она содержала прошение о том, чтобы обитатели водоема прекратили квакать навсегда. Потрясающе, но кваканье действительно прекратилось и воцарилась гармония.

Необычная новость быстро распространилась по округе. Диковинное явление никого не оставило без внимания. Стали искать различные научные доводы. Выполнена попытка привезти жаб из других болот, но они тоже замолкали. А некоторые предпринимали попытки похитить молчаливую жабу. Интересно, как только она переходила границы территории, снова издавала традиционные звуки. Феноменальное явление приобрело статус внешней достопримечательности.