г.Казань, ул.Московская, д.39
(843) 292 22 99
Сувениры Контакты
Вознесенский Макарьевский мужской монастырь

ВОЗНЕСЕНСКИЙ МАКАРЬЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ.

Основан в первой половине XVII века схимонахом Исайей из Макарьевского Унженского монастыря. Согласно церковному преданию, за два века до того преподобный Макарий Желтоводский и Унженский молился на этом месте, благодаря Бога за освобождение из казанского плена (в 1439 году). Он же завещал потомкам основать здесь монастырь, когда будет возможно.

                                                                                

 

 

 

Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня - именно в этот великий праздник преподобный Макарий получил свободу от ордынского хана Улу-Махмета.

 

В 1439 году войска хана Улу-Махмета напали на обитель Пресвятой Троицы, основанную преподобным Макарием у Желтоводского озера. Монастырь был сожжен, братия погибла под мечами варваров, а 90-летний старец Макарий отведен в плен. Казанский хан Улу-Махмет обратил особое внимание на благообразного игумена.

 

Тогда хан с гневом закричал на военачальников: “Для чего вы оскорбили такого доброго мужа, не спорившего с вами, и разорили его жилище? Или не знаете, что за таких кротких людей может прогневаться Сам Бог, Который есть Один над всеми?” Сказав это, Улу-Махмет приказал освободить невинного страдальца. Получив свободу, преподобный Макарий попросил отпустить на волю и других узников. 40 мужчин и несколько женщин с детьми были освобождены от оков.

 

Возвращаясь на родину, путники остановились на правом берегу устья реки Свияги. Место это святой Макарий выбрал не только для трехдневного отдыха, но и для устройства на нем монастыря. Местные жители с радостью приняли преподобного Макария. Но ищущий прежде всего Царства Божия (Мф. 6, 33), великий подвижник удалился из города. В 15 верстах от него на возвышенном пустынном месте, на правом берегу реки Унжи святой Макарий устроил себе келью.

 

После взятия Казани благоверным царем Иоанном Васильевичем Грозным окрестности ее озарились светом Христовым. Пришло время исполниться завещанию старца. В первой половине XVII века на крутой берег устья реки Свияги пришел из Унженской обители схимонах Исаия. К тому времени преподобный Макарий был прославлен в лике святых. И его икона, принесенная унженским иноком, стала хоругвью, под которой начало собираться воинство Христово.

 

В 1764 году вышел указ о секуляризации церковных владений. Макарьевская пустынь не вошла ни в число штатных, ни даже заштатных монастырей. Ее приписали Свияжскому Богородице-Успенскому монастырю.

 

В 1800 году все кельи ее сгорели.

 

В Макарьевской пустыни настоятельство было сначала строительское, митрополит Тихон III учредил здесь игуменство, после возобновления обители для управления ею вновь назначены строители.

 

В 1866 году была освящена новая церковь, каменная, теплая, трехпрестольная: главный престол в честь иконы Божией Матери “Всех скорбящих Радость”; на правой стороне – во имя святителя Афанасия Великого, архиепископа Александрийского; на левой – во имя Всех святых.

 

В новый храм Пресвятой Богородицы в год освящения были пожертвованы помещицей Лихачевой 2 древние иконы: Нерукотворный образ Спасителя и Божьей Матери “Толгская”. Иконы, украшенные вызолоченными серебряными ризами, висели на столпах. В 1887 году в сводах арок этого храма написали иконы двунадесятых праздников, а всего в церкви было сделано 36 священных изображений. Для отопления храма была устроена амосовская печь.

 

Иконы в храме Вознесения Господня были древнего письма. Особо почитались две из них: преподобного Макария чудотворца, принесенная схимонахом Исаией (ее облачили в серебряную ризу) и Божьей Матери “Отрада” (“Утешение”) Ватопедская (серебряная риза которой была украшена жемчугом и камнями), привезенная со святой горы Афон.

 

В середине XIX века в дар Макарьевской пустыни от Афона был прислан большой образ святого великомученика Пантелеимона с частицей его цельбоносных мощей “и с законным об этом свидетельством”.

 

В 1892 году над источником ключевой воды построена деревянная часовня. В положенные церковным уставом дни к ней совершались крестные ходы и происходило освящение воды.

 

Украшением монастырской звонницы стал колокол в 210 пудов. Его в 1894 году приобрели как на средства обители, так и на благотворительные взносы.

 

В конце XIX века получены из казны пахотные земли, лес и мукомольная мельница. Еще пустынь приобрела на свои средства лес, пахотные и луговые земли.

 

В сентябре 1918 года красноармейцы разграбили Макарьевскую пустынь.

 

В советский период, с 1936 по 1986 гг., в зданиях монастыря располагался санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны размещался госпиталь.

 

В 1922 году монастырь был закрыт, в 1996 году возрождён. Ансамбль его, построенный в XIX веке, сохранился хорошо (хотя старинные интерьеры утрачены). Он состоит из небольшого Вознесенского храма (1837) с 33-метровой колокольней над западным входом (1839) и храма в честь иконы Божьей Матери «Всех Скорбящих Радость» (1866). Небольшая ограда, жилые и хозяйственные корпуса относятся к той же эпохе.

 

1 мая 1996 года наместником Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря был назначен иеромонах Филарет (Егоров). В том же году возобновили богослужение в древней церкви Вознесения Господня.

 

В 2000 году к Собору святых новомучеников и исповедников Российских причислили архимандрита Сергия (Зайцева)12, архимандрита Александра (Уродова) и монаха Леонтия (Карягина), в начале ХХ века подвизавшихся в Макарьевской пустыни. Представительством небесных покровителей, молитвой и трудом игумена Глеба с братией, благотворительной помощью ктиторов и паломников возрождается поруганная святыня.

 

У подошвы горы под монастырем в 2001 году, стараниями Л.В. Анисимова, поставили деревянную часовню во имя преподобного Макария чудотворца. В часовне устроили купальню.

 

В Воронеже в 2003 году, на средства А.Г. Пилишкина и фирмы “Лит Арт”, отлили 10 колоколов. Теперь новая звонница ежедневно призывает на молитву монахов и благочестивых паломников.

 

         

 Живописность монастырю придаёт его необычное расположение на обрывистом правом берегу Волги: не на вершине и не у подножия, а посредине склона, на уступе. Со всех сторон его окружает лес.

 

 При монастыре у подножия склона находится почитаемый в народе источник святого Макария с деревянной часовней-купальней. В 2013 году был установлен памятник основателю монастыря Макарию  Желтоводскому. Высота памятника 18 м.

      

 В 1989 году на территории тогда ещё разорённого монастыря проходили съёмки фильма «Сфинкс».

 

< Подробнее
Свято-Успенский Зилантов монастырь

Зилантов монастырь - один из самых старых действующих монастырей в Поволжье. В монастыре имеется мощевик с частицами мощей святых Киево-Печерской лавры, Казанских святителей Гурия и Германа, Дивеевских святых, Сергия Радонежского, Серафима Саровского, частица одного из Вифлеемских младенцев и других частиц многих святых.

 

 

 

Монастырь основан царём Иваном Грозным 15 октября 1552 года после взятия города, был построен на том месте, где стояла царская палатка и походная церковь.

 

Давней осенью 1552 года царь Иван Грозный совершил очередной поход на главный город существовавшего тогда самостоятельного государства, которое называлось Казанским ханством. Тем самым он собирался расширить границы Русского государства, присоединив к нему новые земли, и открыть так необходимый ему Волжский торговый путь для расширения торговли с различными странами.

 

Этот поход, в отличие от предыдущих, был тщательно спланирован, подготовлен и завершился полной победой русских войск, а значит, полным взятием города Казани. В ходе этой битвы погибло немало доблестных русских солдат, и в память о них, там, где в городе была установлена царская походная палатка и небольшая церковь, Иван Грозный основал мужской Свято-Успенский монастырь.

 

Через 7 лет спокойного существования обители, Волга сильно разлилась и деревянные стены монастыря оказались под угрозой разрушения. Чтобы спасти религиозную святыню, и не дать воде полностью её разрушить было решено перенести монастырь на возвышенность и окружить каменной стеной. Выбор пал на Зилантову гору. Её название переводится как змеиная. Такое наименование получила она неспроста. По древнему поверью, на её вершине когда-то жил крылатый дракон по имени Зилант.

 

С этим драконом связана интересная история, передаваемая из поколения в поколение. Когда-то, давным-давно, жители Казани решили сообща избавиться от многочисленных змей на этой горе, чтобы приходить сюда без опаски и строить здесь свои жилища. Шаманско-колдовским способом провели они необычный обряд, который должен был сжечь всех змей на этом месте.

 

Обычных змей люди сожгли, но потом случилось что-то ужасное. Собравшиеся на горе люди и проводившие обряд вдруг почувствовали чудовищный страх и увидели в воздухе, кто 2-х главого, а кто и 12-главого змея. Охваченные суеверным ужасом, они бросились бежать в разные стороны. Но разве может убежать человек от преследующего его крылатого огромного дракона?

 

Там, в жутких мучениях погибли многие. В их числе был один житель, звали которого Чурил. Он, не оглядываясь и не останавливаясь ни на секунду, бежал несколько километров. Но всё же был настигнут и растерзан воздушным драконом на 6 частей.

 

Но самое удивительное то, что примерно в 50 километрах от Казани находится в настоящее время село Чурилино. А рядом с ним есть овраг, название которого переводится как «6 частей». Вот и думайте после этого – дракон — это легенда или всё-таки быль?

 

С приходом советской власти обитель была закрыта. В 1998 году церковь начала возрождаться, но уже как Успенский Зилантов женский монастырь в Казани. Сейчас это единственная женская обитель на территории Казанской епархии.

 

Зилантьев монастырь сейчас выглядит очень богато: новые храмы и здания для насельниц. Территория очень красивая, ухоженная.

 

Расположен монастырь в Кировском районе города Казани, вдали от городского шума, его золотые купола видны отовсюду.

 

В монастыре имеется мощевик с частицами мощей: святых Киево-Печерской лавры, Казанских святителей Гурия и Германа, Дивеевских святых (прпп.: Александры, Марфы и Елены), прпп. Сергия Радонежского, Серафима Саровского, вмч. и целителя Пантелеимона , вмц. Елисаветы Федоровны и духовника обители свщ. исповедника Сергия Сребрянского, свт. Луки Войно-Ясенецкого, частица одного из Вифлеемских младенцев и других частиц многих святых.

 

Мероприятия в монастыре:

— каждую субботу, после Литургии, проводится Панихида, в том числе, с поминовением усопших по древнему заупокойному синодику (с 1560 г.);

— каждую среду, кроме великих и двунадесятых праздников, перед Литургией, совершается молебен с чтением Акафиста перед почитаемой иконой Успения Божией Матери;

— ежемесячно в часовне проводится молебен 14 тысячам убиенным младенцам в Вифлееме;

— каждый четверг служатся молебны святым по требам прихожан;

— ежемесячно служится Литургия при больничном храме («Благодатное небо»).

< Подробнее
Иоанно-Предтеченский монастырь

Иоанно-Предтеченский монастырь был освящен в честь Ангела царя Ивана Грозного. Этот аккуратный, сдержанный ансамбль включает церковь Введения Пресвятой Богородицы, братские и архимандритский корпуса, а также колокольню. Храм украшен оригинальными кружевными наличниками из фигурного кирпича. Главные святыни Иоанно-Предтеченской обители - иконы Иоанна Предтечи, Тихвинской Божией Матери и «Неупиваемая Чаша».

 

 

Иоанно-Предтеченский мужской монастырь расположен перед Спасской башней Кремля. Он был основан святителем Германом около 1564-1568 годов, как подворье им же основанного Свияжского Богородицкого монастыря. До 1595 года монастырь был без игумена. Иконостас верхнего храма в честь  Введения во храм Пресвятой БогородицыПосвящен монастырь Ангелу царя Иоанна Грозного - Иоанну Предтече.Гробница с частицей мощей Святителя Германа Казанского.

 

Первые постройки были сделаны из дерева. В 1649 году монастырь полностью сгорел.

 

Московский купец Гаврила Федорович Антипин, имевший собственный двор в Казани, рядом с монастырем, на свои средства восстановил его из кирпича, и 7 сентября 1652 года, в день Рождества Пресвятой Богородицы, митрополит Казанский и Свияжский Корнилий торжественно освятил его. Гаврила Антипин построил холодный трехшатровый храм Входа Господня во Иерусалим с приделами в честь св. Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна и апостола и евангелиста Иоанна Богослова. При церкви также была каменная колокольня, стоявшая отдельно и связанная с ним каменными палатками. Вторая церковь, Введения во храм Пресвятой Богородицы, была теплой, о пяти главах. К ней были пристроены каменные кельи для настоятеля и братии, она считалась домовой и имела три этажа: верхний этаж - храм и настоятельская келья, на втором этаже размещались братские кельи, на нижнем - кухня, трапезная и подвалы. Монастырь окружала каменная ограда, на которой со стороны Кремля располагалась надвратная церковь во имя Антония и Феодосия Печерских.

 

 В 1756 году по императорскому указу Екатерины II в монастырь была перенесена из Свияжска и поставлена в теплой Введенской церкви икона с частицей мощей святителя Германа.

 

 3 сентября 1815 года Казань горела. В течение суток погибли архивы, 1179 домов и в том числе - Иоанно-Предтеченский монастырь. Спасти Иоанно-Предтеченский мужской монастырь.удалось только внутреннее убранство теплой церкви и святой образ.

 

В 1818 году монастырь стали восстанавливать. Старый алтарь холодной церкви полностью заменили более просторным, сделали новую ризницу, колокольню соединили с храмом кельями. 24 июня 1819 года восстановленная церковь была вновь освящена.

 

Из-за пожаров холодный храм пришел в аварийное состояние. В 1886 году старый храм разобрали до основания.

 

 12 июля 1887 года был заложен новый храм по проекту архитектора Г.Б. Руша, а строительством руководили архитекторы П.М. Тюфилин, В.В. Суслов. Новый собор, как и древний, имел три шатра, но был в два раза выше и объемнее. Собор был освящен 18 декабря 1899 года и простоял до 30-х годов XX века. Строительство храма обошлось в 100000 рублей. Главный престол был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. В 1897 году на Иконостас нижнего  храма в честь  рождества  честнаго пророка и Крестителя Господня Иоанна в  колокольню повесили стопудовый колокол. С 26 мая 1896 года по 14 декабря 1897 велось строительство нового настоятельского и братского корпуса. В советское время в нем размещалось «Общество охраны памятников» и разные конторы-кооперативы. Перед монастырем стояла часовня, построенная, возможно, архитектором В.И. Кафтыревым в 1774 году, после пугачевщины. За монастырем она была закреплена в 1848 году. В советские годы она была снесена.

 

В1918 году монастырь стал местом пребывания епархиального управления (после изгнания его из Кремля), здесь жил священномученик митрополит Казанский Кирилл (Смирнов), сосланный в 1922 году и погибший в ссылке.

 

В 1929 году монастырь был закрыт. И лишь в 1992 году вновь передан Казанской епархии. Был восстановлен теплый Введенский храм, ныне освященный в память об утраченном соборе в честь пророка Иоанна Предтечи. При монастыре действует воскресная школа. В числе преподавателей - игумен и иеромонахи монастыря. Имеется библиотека.

 

Первым игуменом стал постриженник Троице-Сергиевой лавры игумен Давид (Кораблёв). В монастыре восстановлена рака святителя Германа, в которую вложена частица его мощей. При строительстве казанского метрополитена, несмотря на многочисленные письма и обращения общин Ивановского монастыря и Никольского собора, между монастырем и кафедральным Никольским собором, практически вплотную, был вырыт огромный котлован, в результате чего во Введенском храме постройки середины 17 века по стенам пошли большие трещины. Несмотря на косметический ремонт, памятникам архитектуры был нанесен серьёзный урон.

 

С 1994 года возобновились службы в отреставрированном Введенском храме. По времени восстановления, монастырь является вторым в Казанской епархии после Раифского.

Святыни монастыря: часть мощей свт. Германа Казанского, иконы Божией Матери «Тихвинская» и «Неупиваемая Чаша», образ  Иоанна Предтечи.

< Подробнее
Казанско-Богородицкий мужской монастырь

История Казанского Богородицкого монастыря неразрывно связана с обретением, прославлением и почитанием в России чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Эта чудотворная икона является одной из наиболее почитаемых в Русской Церкви. Среди всех Богородичных икон Казанский образ имеет наибольшее количество чудотворных почитаемых списков. Монастырь был возведен на месте обретения Казанской иконы Божьей Матери.

 

 

До революции в сознании большинства русских людей название губернского города Казань ассоциировалось, прежде всего, с Казанской чудотворной иконой, хранившейся в Богородицком женском монастыре. История обретения чудотворной иконы и основания монастыря такова. В июне 1579 года в Казани был большой пожар. Огонь поглотил целый район, примыкавший к Кремлю с северо-востока.

 

 

Сгорел двор стрелецкого сотника Данилы Онучина (церковное предание говорит о нем, как о стрельце, хотя Онучины – нижегородские дворяне, переселившиеся в Казань в 60-е годы XVI в.). Двенадцатилетней девочке Матроне, дочери сотника Онучина, трижды являлась во сне Пресвятая Богородица, повелевая идти на городское пепелище и обрести Ее образ. Девочка рассказала матери, а та сообщила о видении архиепископу Казанскому Иеремии, воеводе Богдану Сабурову, дьякам Михаилу Битяговскому и Василию Шулепину. К несчастью, никто не поверил сказанному. Возвратившись домой, Матрона и её мать не отчаялись, напротив, решили действовать: начали рыть землю в указанном дочерью месте. 8 июня (ст.ст.) 1579 года девочка Марфа обнаружила икону Богородицы на месте горевшего дома. Вскоре после обретения, по повелению Казанского архиепископа, икона при большом стечении народа была перенесена в ближайший храм – в церковь Николы Тульского. В обретении иконы принимал участие священник казанской Николо-Гостинодворской церкви Ермолай, позже – Казанский митрополит, а затем и Всероссийский патриарх и священномученик Гермоген, канонизированный Русской Церковью в 1913 году. Он и описал, в бытность Казанским митрополитом, сказание об обретении иконы и чудотворениях от нее.

 

 

В 1595 году было установлено особое празднование Казанской иконе Божией Матери (8 (21) июля, в честь обретения иконы). В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в тюрьму патриарх Гермоген, направил вместе с Казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Перед взятием Москвы русское ополчение усиленно молилось перед чудотворной иконой, в результате освобождение Москвы от поляков было приписано заступлению Божией Матери «ради Казанской иконы Ее». В память об этом событии было установлено второе всероссийское празднование Казанской иконе – 22 октября (4 ноября).

 

 

Список, бывший в ополчении поместили в специально построенный на Красной площади Казанский собор. Другой чудотворный список находился в Казанском соборе Санкт-Петербурга. До революции Казань, Москва и Петербург оспаривали право считаться обладателями настоящей чудотворной иконы. В 1904 году Россию потрясло известие о краже в ночь на 29 июня чудотворной иконы из Казанского Богородицкого монастыря. Похитители вскоре были арестованы, но икона не была найдена. Версия о том, что икона сожжена или продана похитителями старообрядцам не нашла подтверждение. Следствие не дало ответа ни на один из волновавших верующих вопрос.

 

Однако, похищение иконы не остановило потока паломников к месту ее обретения. В 1910-1913 гг. в подземелье собора, непосредственно на месте обретения иконы был выстроен подземный храм. Более того, в Казани распространилось предание о том, что в действительности похищен был только чудотворный список, а настоящая древняя икона была сокрыта и сохранена старой игуменьей. Многие утверждают, что ныне эта сохраненная древняя Казанская икона Божией Матери находится в церкви Ярославских чудотворцев.

 

Царским указом в 1579 году на месте явления чудотворной иконы основан Богородицкий женский монастырь. Одной из первых насельниц монастыря, а по преданию, и первой настоятельницей, стала обретшая икону девочка Матрона (инокиня Марфа). Казанско-Богородицкий монастырь занимал площадь, ограниченную нынешними улицами Большой Красной, Япеева, Нагорной и уже не существующим переулком у Пятницкой церкви. Все строения монастыря изначально были деревянными, но уже в 1594 году был возведен первый каменный храм во имя явления Казанской иконы Божией Матери.

 

В 1796 году на месте обретения был заложен новый храм. Строительство велось по проекту известного зодчего Ивана Старова, которое было завершено в 1807 году. Монастырь представлял собой обширный архитектурный комплекс разновременных построек, значительная часть которых, к сожалению, разрушена в советское время. Снесен главный монастырский собор, построенный на месте обретения иконы, а также утрачена шестиярусная колокольня XVII века высотой 55 метров.

 

XIX век стал для монастыря благодатной эпохой торжества веры: на огромной территории под стенами Казанского Кремля раскинулся один из самых крупных монастырей России. В монастыре служило 600 сестер, работала больница, гостиница и сиротский приют. Одним из самых "молодых" строений монастыря (середина XIX века) считается Крестовоздвиженский корпус. В стенах его располагалась общая трапезная, школа живописи, ризница, швейные мастерские и хлебопекарня.

 

Удивителен факт, несмотря на близость к Кремлю, монастырь был жив молитвой и после революции. По переписи населения 1922 года здесь числилось две сотни послушниц. Лишь к 30-му году обитель покинули последние монахини. В советские годы на территории монастыря располагались: киностудия, склады и табачная фабрика.

 

На сегодняшний день из обширного комплекса монастыря сохранился двухэтажный корпус с Крестовоздвиженской церковью, построенный в 1882-1887 гг. и Софийская надвратная церковь, которая с 1993 года передана Казанской епархии.  В глубине квартала расположены двухэтажные Настоятельский и Никольский корпуса, полукругом охватывающие то место, где раньше стоял собор. Они построены в 1810-1843 гг. по проекту архитектора Я.М.Шелковникова. На улицу Нагорную выходит сильно перестроенная церковь Николы Тульского, возведенная в 1810-1816 гг. на месте приходского храма, в котором первоначально находилась обретенная икона.

 

В настоящее время полным ходом идут реставрационные работы. Идёт восстановление Казанского собора. 21 июля 2005 года обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II где, в торжественной обстановке, Казанской епархии был передан чудотворный "Ватиканский" список Казанской иконы Божией Матери (Акт о передаче чтимого списка Казанской иконы Пресвятой Богородицы Казанской епархии Русской Православной Церкви), установленный в Крестовоздвиженской церкви. В храме ежедневно совершаются богослужения и все верующие имеют возможность поклониться Святыне. 21 июля 2016 года состоялся визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, в ходе которого Его Святейшество совершил чин закладки собора на месте обретения Казанской иконы Божией Матери.

< Подробнее
Кизический Введенский мужской монастырь

КИЗИЧЕСКИЙ ВВЕДЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Главной святыней монастыря были мощи св. мучеников кизических, присланные патриархом Адрианом через два года после основания и хранившиеся в серебряном семифунтовом ковчежце, и чудотворная икона св. мучеников кизических.

 

 

Храм в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы.

Бесстолпный теплый храм в честь Введения во храм Пресвятыя Богородицы (ширина центрального объёма храма 9,5 метров, трапезной — 14 метров) с небольшой шатровой колокольней, выстроенный в переходном от «посадского стиля» к стилю московского барокко, возвышался на 15 саженей (32 метра) над окружавшим монастырь сосновым бором. Введенский собор имел придел во имя св. девяти Кизических мучеников, который был устроен вместо одноименной деревянной церкви, построенной в 1688 году. Антиминс придела датируется 1714 годом, видимо тогда деревянный храм и заменили приделом.

 

Внешний облик храма складывался из основного высокого объёма, низкой, широкой трапезной и северного придела Девяти мучеников и примыкающий с юго-запада шатровой колокольни, которая на несколько метров уступала в высоте основному объёму храма. Её нижний четверик переходил в восьмерик колокольной площадки, которую увенчивал каменный шатер с двумя рядами узких оконцев-слухов. Декор храма состоял из фигурных наличников, пучков колонн по углам, колончатого фриза у карниза, все выполнено из лекального кирпича. В стиле московского барокко были выполнены окна-розетки с северной и южной стороны, такие же как в Евдокиинской церкви Казани и Константино-Еленинской церкви Свияжска.

 

Храм во имя св. князя Владимира.

Одновременно с Введенским в стиле раннего барокко был возведен надвратный теплый храм во имя св. князя Владимира, храм сохранился до наших дней. Современный облик храма несет следы позднейших переделок, волны барочного фронтона прерваны позднейшими оконными проемами, в 1917 году П. М. Дульский писал: "К сожалению, невежественные переделки храма значительно испортили его внешность, так как реставраторы, не считаясь с общей композицией фасада, прибавили окна, где им вздумалось, отчего общая гармония художественного облика храма заметно нарушена"Дульский П. М. Зилант и Кизицы. Очерк П. М. Дульского. — Казань, 1917 г. Восьмерик (или в терминологии барочной архитектуры «фонарь») Владимирского храма имеет вытянутую, висанную в овал форму, однако архитектором удалось создать оптически правильную форму восьмерика.

 

В храме помещался 3-ярусный иконостас 1833 года в 5 икон шириной: над местным рядом во втором ярусе находились иконы Св. Троицы (над Царскими вратами), Неопалимой Купины, праздников: Рождества, Крещения и Сретения Господня, 3-й ярус состоял из одной иконы Тайной Вечери, увенчанной Распятием с предстоящими.

 

Храм Успения Пресвятой Богородицы

В 1882 году купец М. Н. Вениаминов-Башарин пожертвовал 3112 рублей на строительство при западных вратах, рядом с колокольней Петонди (в 3-4 саженях от неё), небольшой (2,5 сажени — 5,5 на 5,5 метров) привратной теплой церкви Успения Пресвятой Богородицы , так что люди могли заходить в храм прямо с улицы, не через территорию монастыря. Успенский храм построили на месте, где ранее находилась церковь св. Первомученика Стефана, разобранная в 1833 из-за ветхости.

 

История основания Кизического монастыря такова: в 1654-1655 годах по России прокатилась волна моровой язвы, не миновала она и Казань — только в самом городе и его окрестностях, по синодику, умерло 41698 тыс.человек. Тогда по совещанию духовных и светских властей было решено принести в город чудотворный образ Смоленской иконы Божией Матери, который находился в то время в Седмиезерной Богородичной пустыни. В трех километрах от города икона была встречена митрополитом Казанским и Свияжским Корнилием I, при большом стечении народа. Во время пребывания чудотворного образа в Казани смертельная болезнь отступила. Тогда было решено ежегодно приносить эту икону в Казань. На том месте, где была встречена святыня, водрузили святой крест, в знак того, что встречи и проводы этой иконы должны проходить именно здесь. Это событие можно считать первым моментом зарождения будущего монастыря.

 

В 1687 году на Казанский край снова обрушилась страшная эпидемия, в народе именуемая «трясавичной болезнью». Бедствие это продолжалось около года. Видя страдания своей паствы, митрополит Казанский Адриан (будущий Всероссийский патриарх), вспомнил о девяти святых мучениках, в городе Кизике подвизавшихся и имеющих дар исцелять от этой злокозненной болезни, и обратился к общему городскому совету с предложением поставить церковь в честь девяти святых мучеников на месте встречи чудотворной иконы, что и было поддержано всеми с величайшей радостью. В 1687 году началось строительство деревянного храма, которое было завершено к июню 1688 года, как раз ко времени встречи Седмиезерной святыни. После этого пораженные недугом люди стали исцеляться, и вскоре эпидемия совершенно прекратилась. С тех пор этот храм, находящийся на возвышенности, сделался местом массового паломничества, в который стали стекаться пожертвования.

 

По ходатайству Митрополита Адриана здесь был основан Кизический монастырь. Документы об этом свидетельствуют так:

 

«В лето 7195 (1687 г.) Преосвященный Адриан Митрополит Казанский и Свияжский путешествие творя, Богом наставляем, обрете по рачению сердца своего, от града Казани, за полтора поприща, на бору место прекрасно и к созиданию монастыря и к обитанию угодно…»

 

Вскоре Преосвященный Адриан был переведен в Москву. Став Всероссийским Патриархом, он не оставил своего заботливого попечения о монастыре, оказывая ему всестороннюю помощь. Так, в июле месяце 1693 года в обитель были принесены мощи девяти Кизических мучеников, еще в 1654 году привезенные Кизическим Митрополитом Анемподистом Государю Михаилу Феодоровичу. Получение такой великой святыни стало большой радостью для монастыря. Более того, на следующий год Патриарх прислал грамоту митрополиту Казанскому Маркелу, в которой предписывалось выносить икону девяти Кизических мучеников с их мощами в дни встречи и обношения чудотворного Седмиезерного образа и так же обносить ее по храмам и домам православных. Кроме образа святых мучеников, Патриарх Адриан прислал чудотворный образ Божией Матери, именуемый Кизическим. Следует сказать, что Кизическая обитель на протяжении долгого времени являлась летней резиденцией Казанского Митрополита (настоящий же архиерейский дом был построен лишь при императрице Екатерине, т.е. почти через сто лет).

 

В следующем, 1695 году, Патриархом был подарен монастырю атласный антиминс, на котором сбоку были перечислены имена первых и наиболее значимых деятелей обители.

 

После прихода Советской власти жизнь монастыря изменилась. В 1918 году обитель была закрыта, монахи изгнаны. Монастырь подвергся разорению. В 1930 году были разрушены основные постройки монастыря, а оставшиеся помещения переданы в ведение Красной армии. Позднее в них расположился военный комиссариат района, складские помещения, гаражи.

 

Возрождение духовной жизни Кизического монастыря началось в 2001 году. В 2006 году сохранившиеся строения были полностью освобождены и возвращены Казанской епархии. В монастыре проводятся реконструкционно-востановительные работы. В декабре 2007 года состоялось открытие и освящение храма в честь девяти мучеников Кизических. В настоящее время ведутся работы по ремонту братского корпуса и епархиальной гостиницы для паломников. 23 октября 2010 года архиепископом (ныне митрополитом) Анастасием был освящен обновленный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира.

< Подробнее
Раифский Богородицкий мужской монастырь

Крупнейший действующий мужской монастырь Казанской епархии Русской Православной Церкви. Богом хранимая обитель - Раифский Богородицкий мужской монастырь, чудом сохранивший все храмы и постройки в послереволюционный период, сегодня доступны каждому. История возникновения построек Раифского монастыря, их художественный облик представляют несомненный архитектурный интерес.

 

Основателем обители был отшельник Филарет. Родом он был из богатой московской купеческой семьи. После того, как его горячо любимые и почитаемые родители покинули этот мир, Филарет решил отправиться в странствие по городам, по пути раздавая нуждающимся своё имущество.

 

В начале своего отшельнического пути остановился он в Московском Чудовом монастыре, где и был пострижен в монашество. Здесь он дослужился до сана иеромонаха. Но решил оставить это место, так как Москва показалась ему не слишком уединенным местом.

 

Он пешком отправляется в путь, и в 1613 году прибывает в Казань. Некоторое время странник жил в Спасо-Преображенском монастыре на обширной территории ныне очень знаменитого Казанского Кремля.

 

Здесь он нашел то, что искал: молитвенный покой. Но со временем, к нему стали стекаться люди за советом. Его знали, как человека мудрого и проницательного, поэтому его слово было так важно приходящим.

 

И вот Филарет решается уйти от людского внимания. После чего он обосновался вдали от всех людей, построив для себя уединённую келью на берегу небольшого тихого Сумского озера.

 

С давних времён эти земли обживали коренные жители, называемые черемисами. По определённым дням на берегу живописного озера они совершали языческие обряды. Вот они-то и разнесли на много вёрст вокруг весть о святом человеке, одиноко проживавшем на побережье озера, которое с тех пор зовётся ещё и Монастырским.

 

Постепенно к Филарету стали присоединяться православные христиане. Его одинокая некогда келья со временем стала центром православной веры в этих местах.

По существующему сказанию, одному из монахов случилось видение. Он увидел в небе руку, указывающую на определённое место Раифской пустыни. Вскоре после этого, некоторые монахи слышали колокольный звон, который раздавался как-будто ниоткуда.

 

Узнав об этом чудесном знаке, Филарет наказал построить на этом месте часовенку. В 1659 году Филарет умер. Предчувствуя свою смерть, он вернулся из отшельничества в Казанский Спасо-Преображенский монастырь, так как хотел, чтобы его отпели по всем монастырским канонам. Там он и был похоронен.

 

А спустя 2 года, на месте уединения отшельника решено было основать православный монастырь.

 

Почти в это же время сюда привезли список с Грузинской иконы Богородицы. Он был сделан с оригинала Образа, хранившегося тогда в обители близ Холмогор.

 

А сам монастырь очень долго располагался среди язычников, поэтому ему дали название в память о драматических события 4 века. Тогда от язычников приняло смерть много монахов-христиан. Монастырь назван в честь Святых Отцов, в Раифе и Синае убиенных

 

Обновление обители

Обитель жила спокойной, размеренной жизнью до 1689 года. В этом году в этой местности произошёл пожар. Так как все постройки монастыря были деревянными, то большая его часть сильно пострадала. Монахи остались без крыши над головой, буквально, на пепелище.

 

Некоторые из них тогда ушли в другие храмы и монастыри. Но многие, несмотря на трудности, остались восстанавливать свою обитель. Тогда и было принято решение о возрождении каменного православного монастыря.

 

И вот уже на рубеже 17-18 веков здесь появился новый архитектурный монастырский комплекс, некоторые части которого стоят и сегодня. Первой в 1708 году была отстроена каменная церковь святых Отцов в Раифе и Синае убиенных. Следующей возвели Софийскую церковь. Она располагалась над кельями монашеской братии и имела одну особенность: была настолько мала, что в ней могло одновременно разместиться только 7 человек.

 

А в 1739 году монастырский комплекс состоял уже аж из 15 храмов!

 

Долгостроев тогда не было. Чуть позже был отстроен Грузинский собор, а также надвратная колокольня высотой около 60 метров. Уже в начале 20-го века построили Троицкий собор.

Он имел уникальную акустику. По преданию, пение хора братии в храме Святой Троицы было слышно на несколько верст вокруг.

 

Перед самой революцией монашеская братия обители насчитывала около 80 насельников.

 

Революционное вмешательство

В 1918 году монастырь, как многие в то время, закрыли, но сначала только на бумаге. В храмах, можно сказать, втайне от властей проходили Богослужения.

 

Но в 1930 году всех послушников и иеромонахов обители обвинили в антисоветской деятельности. Их арестовали и вскоре расстреляли. Впоследствии, их всех причислили к лику святых. А в храмах в то время разместились тюрьма, колония и ремонтные цеха.

 

С 1991 года монастырь стал возрождаться, в буквальном смысле, из руин. Очень помогали местные жители-мусульмане. Так, Президент Шаймиев пожертвовал деньги сразу на 5 крестов для Троицкого собора, главного и, наверное, самого красивого в монастырском комплексе.

 

 

Монастырь сохранил цельность облика до наших дней. Это единственный в Татарстане сохранившийся монастырский комплекс, выдержанный в стиле барокко и предшествующих традиций XVII века.

 

Легенда о молчащих лягушках.

Хочется сказать несколько слов о таких обитателях, как лягушки. Интересно, что обитающие тут создания не квакают. Они просто молчат, а условия обитания им нравятся. Земноводные давно полюбили этот укромный уголок.

О лягушках ходит немало легенд. Оно из сказаний гласит, что когда монахи стали поселяться в здешнем краю, то земноводных стало очень много. Они квакали настолько громко, что отшельники не могли найти спокойствие. Шум отвлекал от молитв и служению Богу. Праведники даже начали страдать бессонницей. Тогда было решено обратиться к всевышнему, прочитав молитву. Она содержала прошение о том, чтобы обитатели водоема прекратили квакать навсегда. Потрясающе, но кваканье действительно прекратилось и воцарилась гармония.

Необычная новость быстро распространилась по округе. Диковинное явление никого не оставило без внимания. Стали искать различные научные доводы. Выполнена попытка привезти жаб из других болот, но они тоже замолкали. А некоторые предпринимали попытки похитить молчаливую жабу. Интересно, как только она переходила границы территории, снова издавала традиционные звуки. Феноменальное явление приобрело статус внешней достопримечательности.

< Подробнее
Спасо-Преображенский Казанский мужской монастырь

Спасо-преображенский монастырь ныне не действует. Расположен в юго-западной части Казанского кремля. Основан в 1556 году архимандритом Варсонофием. Памятник русской архитектуры XVI—XIX веков.

 

 

Основатель монастыря Варсонофий (в миру Иоанн) в молодости провел несколько лет в плену у крымских татар и свободно владел татарским языком, что и способствовало его переводу в Казань. Вместе с Варсонофием в Казань прибыли и другие насельники Николо-Пешношского монастыря: Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр, а также инок Андроникова монастыря (где Варсонофий принял постриг) Симеон.

 

Первоначально монастырь имел две деревянные церкви — Преображенскую, построенную на каменном фундаменте с каменным же подклетом, и Николы Ратного, которая уже в 1560-е годах была возведена в камне. Церковь Николы Ратного построена одновременно с нижним ярусом Спасской башни из того же волжского известняка. Храм представлял собой небольшую, «13 на 13 шагов», двухэтажную квадратную в плане церковь с длинной трапезной с западной стороны и полукруглым алтарным выступом с восточной, по архитектурным формам это был типичный новгородский одноглавый храм «на четыре фронтона», как, например, Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. На первом этаже размещалась хлебня и просфорня. В 1567 году, когда была составлена первая казанская писцовая книга, Никольский храм был уже освящен и украшен множеством икон.

 

К настоящему моменту сохранился Братский корпус монастыря, цоколь Преображенского собора (храм взорван в 30-е годы XX века), реконструированный храм Николы Ратного, монастырская ограда и фундаменты некоторых других строений.

 

Коробовые и крестовые своды подклета Преображенского собора опираются на стены и четыре столба, подалтарная часть отделена стеной с проемами от основного помещения. Стены и сводчатые перекрытия сложены из гладко отесанного белого камня, блоки плотно пригнаны друг к другу. Кроме того, сохранилась сводчатая «пещерка» за алтарём собора.

 

Также сохранился белокаменный подклет XVI века храма Николы Ратного со сводчатым одностолпным помещением под трапезной и коробовым сводом под храмом. Западная стена церкви опирается на боевой ход прясла между Юго-Западной и Преображенской башнями. Сохранились декоративные полукруглые сандрики XIX в. с изображением креста на окнах фасада второго яруса.

 

Отреставрировано двухэтажное кирпичное Г-образное в плане здание Братского корпуса. Крытая кирпичная галерея объединяет ряд сводчатых помещений келий. С западной стороны к зданию примыкает трёхэтажный казначейский дом с частью древней монастырской ограды. Арочные окна украшены наличниками, фасад здания — декоративными поясами и карнизами.

 

В 2006 году архиепископ Анастасий освятил на Арском кладбище, возле церкви Ярославских чудотворцев, часовню во имя Всемилостивого Спаса, куда была перенесена небольшая часть захоронений некрополей Спасо-Преображенского и Троицкого монастырей, найденные в ходе археологических работ и реконструкции Казанского кремля.

 

По статусу и значимости в Казанской епархии занимал второе место после Успенского Свияжского монастыря.

 

Своё имя обитель получила от главного монастырского Преображенского собора и надвратной церкви Нерукотворного Образа Спасской башни, соединявшейся с монастырем с западной стороны пристройкой с лестницей. В ранних источниках монастырь именуется по разному — Спасским, Преображенским, со временем название Спасо-Преображенский закрепилось, хотя нередко монастырь упоминается как Спасский и в поздних источниках.

 

Монастырь располагался на небольшой территории (менее 1 га, согласно писцовым книгам «в длину сорок одна сажень, а поперек двадцать шесть сажень»), ограниченной с юга и запада пряслами кремлёвской стены между Спасской, Юго-западной и проездной Преображенской (первоначально Сергиевской по близлежащей церкви) башнями. С востока от главной кремлёвской улицы монастырь отделяла кирпичная ограда, доходившая до храма Киприана и Иустинии, который со временем был приписан к монастырю.

 

Сегодня подклет сооружения облагорожен и вымощен брусчаткой, расставлены скамьи для посетителей комплекса. Очень богатое энергетически место постоянно привлекает не только жителей столицы Татарстана, но и иностранных путешественников.

< Подробнее
Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь

Свияжский Богородице-Успенский мужской монастырь был основан одновременно с учреждением Казанской епархии в 1555 году архимандритом Германом(Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифо-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Именно архимандрит Герман стал первым настоятелем новой монашеской обители.

 

Город Свияжск (ныне - село на однодноименном острове в устье реки Свияга) был основан в 1551 году как город-крепость и опорная база русских войск в борьбе с Казанским ханством. В XVI веке Свияжск представлял собой крупный торговый центр, являясь со второй половины XVI века уездным городом. Хотя в последующие века Свияжск теряет то значение, которое имел прежде, однако его роль как первого христианского города Казанского края учитывалась в титуловании архиепископов и митрополитов Казанской епархии, именовавшихся Казанскими и Свияжскими. В XX веке судьба Свияжска была трагичной. После разорения и закрытия монастырей в 20-е годы Свияжск превратился в лагерную зону. После строительства Куйбышевского водохранилища Свияжск превратился в остров. Только возвращение монастырских комплексов Русской Православной Церкви вдохнуло жизнь в умиравший уже город.

 

Свияжский мужской монастырь Успения Пресвятой Богородицы.

Успенский монастырь был основан в 1555 году первым настоятелем этого монастыря архимандритом Германом (Садыревым-Полевым), потомком смоленских князей, постриженником Иосифе-Волоколамского монастыря и духовным другом первого архиепископа Казанского Гурия. Архимандрит Герман стал после смерти святителя Гурия в 1564 году вторым архиепископом Казанским. В 1566 году святитель Герман был вызван Иоанном Грозным в Москву, где ему был предложена московская митрополичья кафедра. Однако архиепископ Герман встал на сторону опального митрополита Филиппа и начал обличать опричнину, за что был удален, а вскоре — 6 ноября 1567 года, по одним сведениям, был убит (усечен мечем), по другим — скончался во время эпидемии чумы. В 1595 году при митрополите Казанском Гермогене (будущем патриархе Всероссийском) были обретены мощи канонизированного тогда же архиепископа Германа. Мощи были перенесены в Свияжский Успенский монастырь, где стали главной монастырской святыней.

Свияжский Успенский монастырь являлся самым богатым и влиятельным из всех монастырей Казанской епархии, в середине XVIII века ему принадлежало около 50 сел и деревень с населением в несколько десятков тысяч человек (в том числе с. Мамадыш). По штатам 1764 года монастырь был зачислен в первый класс.

Мощи святителя Германа, главная святыня монастыря, были вскрыты в 1923 году, как и многие мощи русских святых в этот период, с целью антирелигиозной пропаганды. По преданию, сразу после вскрытия мощей на острове начался смерч, заставивший присутствовавших в ужасе разбежаться. Вскоре после осквернения святых мощей монастырь пришел в запустение и былУникальные фрески Успенского собора закрыт.

В советские годы в нем находились: концлагерь, колония для малолетних преступников, психоневрологическая лечебница, выведенная с территории монастыря в 1993 году. Монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви в 1997 году. Первым наместником возрожденного монастыря стал игумен Кирилл (Коровин). На торжественном открытии монастыря присутствовал Святейший Патриарх Алексий Второй, посещавший с пастырским визитом Казанскую епархию 31 августа — 2 сентября 1997 года. Среди наиболее знаменитых настоятелей Успенского монастыря были: игумен Авраамий Палицын (1594-1598), впоследствии знаменитый деятель Смутного времени, церковный писатель; архимандрит Димитрий Сеченов (1738-1742), впоследствии — митрополит Новгородский, венчавший на царство императрицу Екатерину II; архимандрит Платон Любарский (1787-1787), впоследствии епископ Астраханский, известный историк и краевед; епископ Амвросий Гудко (1917-1918), бывший викарий Вятской епархии, расстрелянный красноармейцами 27 июля 1918 года без суда и следствия, один из первых новомучеников Казанского края, канонизирован в 1999 году. Свияжский Успенский монастырь представляет собой уникальный историко-архитектурный комплекс. В настоящее время часть монастырского ансамбля передана обители, часть принадлежит историко-архитектурному музею-заповеднику "Свияжск".

 

Никольская церковь.

Древнейшей постройкой на территории монастыря является Никольская церковь, построенная из тесаного известняка в 1555-1556 гг. псковской артелью под руководством Ивана Ширяя. Четырехъярусная колокольня высотой 43 метра построена в XVII Уникальные фрески Успенского соборавеке. В церкви сохранилась древняя келья святителя Германа, в которой еще в начале XX века находились его вещи.

 

Успенский собор.

Уникальные фрески Успенского собораСобор в честь праздника Успения Пресвятой Богородицы был построен в 1556-1560 гг. псковскими мастерами под руководством Постника Яковлева и Ивана Ширяя. В XVII веке к древнему собору была пристроена трапезная часть, а в середине XVIII века цилиндр барабана был надстроен восьмигранником, а шлемовидная глава заменена в стиле украинского барокко. Уже в XIX веке к трапезной части было пристроено крыльцо. Одной из главных особенностей Успенского собора является сохранившийся цикл фресковой живописи XVI века, реставрировавшийся в 90-е годы XIX века художниками Н.М.Сафоновым и Г.О.Чириковым под руководством известного профессора-искусствоведа Д.В. Иконостас собораАйналова. В 1964-1984 гг. собор также подвергался реставрационным работам. Среди наиболее знаменитых фресок — алтарное изображение царя Иоанна Грозного и митрополита Московского Макария. Сохранился древний иконостас собора, иконы которого хранятся в ГМИИ РТ. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные и восстановительные работы.

 

В Успенском монастыре сохранился двухэтажный архимандритский корпус, построенный в XVII веке в русском теремном стиле, здесь в 1829-1858 гг. размещалось Свияжское духовное училище, переведенное в 1859 году в Казань. Кроме того, сохранились здания монастырского училища (XVIII в.) и братского корпуса, состоящего из пристроенных друг ко другу трех корпусов. В восточной части этого здания помещалась церковь святителей Германа Казанского и Митрофана Воронежского. В настоящее время эти здания возвращены монастырю.

 

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

Собор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»Архимандритский корпусСобор в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Собор построен в 1898-1906 гг. по проекту архитектора Ф.Д.Малиновского. Приделы были освящены во имя преподобного Серафима Саровского и Пророчицы Анны. Это крупный четырехстолпный крестовокупольный храм, выстроенный в неовизантийском стиле с элементами эклектики. Роспись собора была осуществлена в 1914 году на средства московского фабриканта Сергея Семеновича Мечникова. В настоящее время в соборе проводятся реставрационные работы.

 

Иоанно-Предтеченское подворье Свияжского Успенского монастыря.

 Монастырь был основан в конце XVI века и первоначально располагался в северо-западной части соборной площади Свияжска. Однако после сильных пожаров 1753 и 1759 гг. Иоанно-Предтеченский женский монастырь был переведен в помещения упраздненного в 1764 году мужского Троице-Сергиева монастыря, основанного в 1551 году.

 

Троицкая церковь.

Среди сохранившихся монастырских строений наиболее древнее -Троицкая деревянная церковь, являющаяся древнейшим сохранившимся православным храмом на территории Татарстана. Храм построен в 1551 году одновременно с крепостью Свияжск. Хотя храм неоднократно перестраивался в XIX веке, получив, например, вместо шатрового луковичное завершение, однако основные черты он сохранил. В Троицкой церкви до наших дней дошли деревянные скульптурные изображения Спасителя, апостолов и т.д., более характерные для русского севера, чем для Поволжья.

 

Сергиевская церковь.

Рака с мощами святителя Германа

Иконостас Сергиевской церквиЦерковь во имя преподобного Сергия Радонежского была устроена на втором этаже трапезной монастыря, построенной в 1604 году. Главной святыней храма являлась чудотворная икона преподобного Сергия Радонежского. Икона была принесена в Свияжск в 1551 году. Ныне она хранится в Казани в церкви Ярославских чудотворцев.

< Подробнее
Троицкий Лаишевский женский монастырь

7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь.

 

Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин. На бывшей монастырской территории сохранились различные разновременные постройки.

 

Церковь Святой Троицы – главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Ф. Малиновским был подготовлен (по типовым разработкам) проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал подобный собор в Свияжске. В 1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства – при возведении барабана церкви "49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались... захоронены в черте собора". В 1905 году строительство завершено. В 1911 году были закончены отделочные работы.

 

Весной 1912 года состоялось освещение Святотроицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых. Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева и формирования панорамы поселка. Особенно зримо просматриваемой р. Камы.

 

 Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Из других построек монастыря сохранились: двухэтажный корпус (1889-1891), на первом этаже которого размещались покои настоятельницы и кельи монахинь, трапезная, на втором – домовая церковь Сергия Радонежского; трехэтажный жилой корпус (конец XIX в.); двухэтажный общежительский корпус (1912-1920-е гг.).

 

 В конце XIX в. в монастыре была построена шестиярусная колокольня. В 1900 году были обустроены помещения под колокольней. Колокольня не сохранилась.

 

В 1909 году в монастыре, согласно штатам, пребывали: одна игуменья, семь монахинь, восемьдесят девять послушниц.

 Первой настоятельницей Троицкого монастыря была монахиня Чистопольского женского монастыря Анфия – находилась во главе обители в 1884-1897 гг. При ее непосредственном участии началось создание Свято-Троицкого монастыря.

 

 Вторая во времени настоятельница – игуменья Варвара (1900-1905гг). Монахиня Мария (Людмила Богоявленская) в должности настоятельницы с июня 1905 года по 1909 год.

 

После революции 1917 г. монастырь был закрыт, после 1991г. обитель возродилась. В 1993 г. храм возвращен верующим и сейчас действует как приходский.

< Подробнее
Пророко-Ильинский Мензелинский женский монастырь

История формирования женской монашеской общины в Мензелинске такова. В 1799 году, с благословения архиепископа Казанского Амвросия и иждивением бывшего Мензелинского городничего Ивана Ивановича Микунова, был построен и освящен на городском кладбище храм во имя пророка Божия Илии. До 1855 года эта церковь была кладбищенской и принадлежала Мензелинскому собору святителя Николая Чудотворца.

 

В конце 1840-х годов в этой церкви приютилось несколько стариц, число которых с каждым годом увеличивалось, так что в 1855 году, с Высочайшего разрешения, при этой церкви открывается община. Священный Синод принял женскую общину в свое ведомство, а спустя пять лет по указу Александра II был организован Пророко-Ильинский женский монастырь III класса, с содержанием только за свой счет, без всякого пособия от казны.

 

И после построения новых храмов при монастыре долго еще эта церковь служила местом духовных радостей, слез умиления и покаяния. В 1886 году этот храм по распоряжению и благословению Преосвященнейшего Дионисия, епископа Уфимского и Мензелинского, был переименован из Пророко-Ильинского в Николаевский, во имя Святителя и Чудотворца Николая.

 

Источниками существования святой обители стали около 150 десятин земли, пожертвованные мензелинскими мещанками Собиной и Реутовой (будущими игуменьями), и наследниками протоиерея Шильнова. Четыре тысячи рублей пожертвовал 1-й гильдии елабужский купец Иван Григорьевич Стахеев. Немалые пожертвования монастырь получал от проводимых ежегодно мензелинских ярмарок. Монастырь развивался достаточно успешно, во-первых, потому, что это был лишь второй монастырь в значительной Уфимской епархии, он был богаче других женских обителей на Нижней Каме (Елабужского, Чистопольского, Лаишевского). Во-вторых, он развивался благодаря энергичной деятельности двух первых игумений. Ими были те самые мещанки, которые пожертвовали монастырю основную часть земли: в 1860-1878 гг. – Евгения (Евфросинья Федоровна Собина) († 1880), в 1878-1905 гг. – Филарета (Домника Александровна Реутова).

 

Особенно бы хотелось сказать об этих подвижницах духа Христова. 14 апреля 1905 года, в два часа пополуночи, печальные удары монастырского колокола оповестили сестер обители и горожан о кончине игумении Филареты. Она скончалась на 71 году жизни, после тяжкой и продолжительной болезни. Смерть ее горько оплакивалась не только сестрами обители, но и всеми знавшими эту неутомимую труженицу, с именем и трудами которой тесно связана история возникновения, роста и благоустроения обители.

 

За 50-летний период со дня официального открытия Мензелинской Пророко-Ильинской женской обители (в 1855 г.) настоятельницами и руководительницами обители были всего двое игумений – Евгения и Филарета, трудами и заботами которых была создана и благоустроена эта обитель.

 

Их труды по устроению обители так тесно взаимосвязаны, что, говоря об одной из них, нельзя умолчать и о другой. Они проходили свой жизненный путь рука об руку, совершали свое дело совместно, так что трудно даже определить, которая из них внесла большую или меньшую лепту в созидание обители. Несомненно, что первой принадлежала инициатива, а созидание было их общим делом. Начало обители было положено в 1836 году мещанской девицей города Мензелинска Евфросинией Федоровной Собиной. Эта избранница Божия трех лет лишилась своего отца, и мать ее вступила во второй брак с крестьянином деревни Юртовой.

 

Но недолго она наслаждалась любовью и ласками своей матери. Та, будучи обременена большим семейством второго мужа, отдала восьмилетнюю Евфросинию на воспитание своей сестре. В доме тетки любознательной и трудолюбивой Евфросинии удалось научиться грамоте, что в те годы было редкостью не только для деревенской девочки, но и для мальчика. Известно, что тогда как само обучение, так и дальнейшее развитие грамотности было строго религиозным. Учились по часослову и Псалтири, читали больше Слово Божие и книги религиозного содержания.

 

Божественное семя пало на добрую почву и принесло обильные плоды. Свет божественного учения проник в душу юной девушки и в ней зародилось стремление ко спасению, к жизни для Бога. Живя еще в миру, она старалась удаляться от него и дала обет девства. В молодые годы она неоднократно посещала святые места, была в Киеве, Сарове, Соловецком Спасо-Преображенском монастыре. Во время этих паломнических поездок в ее душе созрела и окрепла мысль оставить мир и послужить Богу. В 1831 году, тридцати лет от роду, она, будучи в Сарове, была у старца Серафима, который, провидя будущее, благословил ее на собирание обители.

 

И вот в этом же году, следуя завету старца Серафима, девица Евфросиния на свои средства приобретает в Мензелинске дом-келью и начинает собирать около себя девиц, желающих посвятить себя иноческому подвигу.

 

В 1843 году под руководство Евфросинии поступает 14-летняя мещанская девица города Мензелинска Домника Александровна Реутова. В первые же годы даровитая и трудолюбивая Домника обращает на себя внимание как руководительницы, так и других сестер. Все скоро горячо и искренне полюбили ее и тщательно занялись ее воспитанием в духе иночества. Она безропотно исполняла самые трудные и часто непосильные работы: пилила лес, наваливала бревна на дроги или дровни и привозила их в монастырь. Часто ее, уже казначею, видели с топором за поясом или пилой в руках. Пожалуй, именно непосильные труды рано свели игумению в могилу.

 

За свою неутомимую деятельность игумения Филарета была награждена благословением Святейшего Синода с выдачей грамоты (1879 г.), наперсным крестом (1885 г.), медалью в память Императора Александра III (1898 г.), наперсным крестом с украшениями (1898 г.), Библией, выданной от Св. Синода (1899 г.).

 

В начале XX столетия в Мензелинском монастыре совершало спасение около 350 сестер. Здесь проживало немало призреваемых сирот и престарелых. В обители было четыре благолепных храма. Ей принадлежало три земельных дачи (до 800 десятин земли). Кроме того, в пяти верстах от города, за рекой Мензелей, находилось монастырское хозяйство (ныне поселок совхоза им. Воровского), в котором работало несколько десятков трудников. С 1868 года при монастыре существовала женская церковно-приходская школа, в которой обучались дети горожан. С 1899 года она переехала в довольно просторное здание и всецело содержалась на средства обители.

 

Монастырь занимал территорию примерно 120 на 170 м, был обрамлен улицами: Большой Ильинской (ныне Розы Люксембург), Монастырской (ныне Социалистическая), Театральной (ныне Карла Маркса) и Малой Ильинской (ныне Карла Либкнехта). Он был окружен внешней оградой до 2,5 м высотой, с четырьмя угловыми башенками – пинаклями. По фасаду над святыми вратами стояла церковь во имя Тихвинской иконы Божией Матери с шатровым навершием в стиле XVII века, за ней в глубине монастыря – пятиглавый храм Вознесения Господня.

 

Монастырь имел пять зданий. В трех из них проживали два священника и один диакон, в четвертом было женское училище, а пятый использовался как гостиница. В обители располагались кельи, иконная, столярная, швейная, обувная и переплетная мастерские. Через дорогу от монастыря находилось кладбище с Ильинской церковью и деревянным флигелем для сторожей. На погосте хоронили не только монахинь, но и притесняемых властями людей. Прежде всего это были военнопленные австрийцы, чехи, словаки, захваченные русскими войсками в Первую мировую войну, а также гражданские поселенцы, сосланные в административном порядке. Только в 1915 году на кладбище было похоронено 30 пленных и поселенцев. В годы советской власти погост был полностью разрушен.

 

В 1871 году площадь земель, подаренных монастырю императором Александром II, составляла 358 десятин пашни и сенокосных угодий. Кроме того, в окрестностях города у обители в двух лесных дачах было 183 десятины леса, два флигеля и пасека, животноводческие помещения, в которых в основном содержался крупный рогатый скот.

 

В начале XX столетия Пророко-Ильинский нештатный общежительный монастырь уже был одной из крупнейших женских обителей Уфимской епархии. Было налажено монастырское хозяйство с фруктовыми садами, огородами, пасеками. Монахини трудились в гостинице для паломников, в иконописной, золотошвейной, столярной, портняжной, чеботарной и переплетной мастерских, а также в просфорной, трапезной, хлебной. В монастыре имелась даже собственная фотолаборатория, что по тому времени было чрезвычайной редкостью. В начале 1917 года, перед февральской революцией, в обители проживало 50 монахинь и 248 послушниц.

 

Знаменательное событие в жизни православных жителей Мензелинска и его монастыря произошло летом 1902 года – пребывание в обители Почаевской иконы Божией Матери. Этому событию предшествовало следующее.

 

В конце апреля 1902 года по Уфимской епархии настойчиво стал распространяться слух о перемещении Преосвященнейшего Антония из Уфы в Житомир. Слухи эти подтвердились 28 апреля, когда из Санкт-Петербурга было получено достоверное известие о перемещении Владыки на Волынскую кафедру и о назначении ему преемника архимандрита Климента, настоятеля русской посольской церкви в Риме. Это известие об отъезде владыки вызвало чувство скорби в сердцах не только уфимцев, но и жителей Мензелинска.

 

Настоятельница Мензелинского монастыря игумения Филарета молитвенно возжелала иметь во вверенной ей обители в память о пребывании на уфимской кафедре Преосвященнейшего Антония копию с чудотворной Почаевской иконы Божией Матери. Архипастырь очень быстро отозвался на это пожелание, уведомив ее 14 июня и собственноручно написав: «Епископ Антоний благодарит достоуважаемую Матушку и сестер за благопожелания. Икону Почаевскую скоро получите от меня; прошу принять ее как мою жертву в обитель».

 

Известие это было встречено в монастыре с восторгом и чувством глубокого благоговения. При таком духовно-восторженном настроении сама собою явилась благочестивая мысль о торжественной встрече святой иконы и установления в честь ее празднования. Ввиду этого было возбуждено ходатайство пред Преосвященнейшим Климентом, Епископом Уфимским и Мензелинским, о разрешении встретить святую икону с крестным ходом. 28 июня последовала резолюция Его Преосвященства: «Благословляю доброе дело и благодарю за молитвы».

 

Икона предварительно прибыла на Преображенскую дачу монастыря, оттуда утром 20 июля (ст.ст.), в день главного храмового праздника обители, крестным ходом, при большом стечении народа двинулись в город. К девяти часам крестный ход вступил в Вознесенский собор. Храм был переполнен молящимися. Священник монастыря отец Феодор Комаров произнес поучение по случаю встречи Почаевской иконы Божией Матери. Это знаменательное событие надолго осталось в сердцах благочестивых горожан.

 

Одной из последних настоятельниц святой обители была весьма почитаемая в православном народе игумения Маргарита (Гунаропуло Мария Михайловна), по происхождению гречанка. Родилась предположительно в 1865/66 гг. До принятия иночества Мария Михайловна проживала в Киеве.

 

После иноческого пострига монахиня Маргарита стала насельницей женской монашеской общины «Отрада и Утешение» (станция Лопасня, Серпуховский район, Московская губерния). Этот период жизни стал для нее тяжелым испытанием, потребовавшим большого мужества, терпения и смирения.

 

Настоятельницей обители была игумения Магдалина, в миру графиня Мария Владимировна Орлова-Давыдова (1840-1931), дочь Владимира Петровича Орлова-Давыдова, фрейлина императрицы Марии Федоровны (принцессы Дагмар, 1847- 1928), супруги Александра III[10]. В 1883 году она получила в наследство земли Щеглятьевской вотчины. Близ села Щеглятьево она облюбовала Добрыниховскую пустынь под строительство задуманной ею христианской общины. Цели и задачи общины она видела «в служении жителям ближней окрестности в нуждах, уходе за больными, обучении и воспитании детей женского пола».

 

В монастырский комплекс входили: церковно-приходская школа, приют для бедных детей, больница, двухэтажный сестринский корпус с домовым храмом и богадельней. Кроме того, в общине имелись мастерские и различные подсобные помещения. Община намного обогнала свое время, дав на практике духовные и организационные образцы милосердного служения людям. В общине «Отрада и утешение», говоря современным языком, был создан образцовый реабилитационный центр, не имеющий в то время мировых аналогов.

 

К 1913 году в общине проживало 130 монашествующих и сестер, 50 обитателей богадельни, кроме того, 30 детей-сирот в возрасте от двух до 14 лет. В общине нашли приют и участие потерявшие во время революции дома и средства к существованию княгиня Екатерина Петровна Васильчикова, княгиня П.А. Ширинская-Шихматова, дочери военного инженера генерал-майора Д. Языкова – Анна и Наталия.

 

Ныне община восстановлена и в ней налаживается полнокровная православная жизнь. Благие дела и помыслы игумении Магдалины не канули в лету.

 

 

Но вернемся в год 1917, к перипетиям судьбы монахини Маргариты. Вот как этот период вспоминал князь Жевахов: «Получив назначение в Синод, я вспомнил о ней и на первом же заседании Св. Синода выставил ее кандидатуру на свободную вакансию игумении одного из женских монастырей в центральной России. С моей точки зрения, монахиня Маргарита оказалась бы незаменимою в положении игумении. Ее духовный опыт, высокие качества, ум, происхождение, пережитые и переживаемые страдания – все было тому порукою».

 

Однако иначе на это выдвижение посмотрел митрополит Киевский Владимир, выступивший против назначения. Его поддержали и все присутствовавшие. С большим трудом спустя несколько недель князю Жевахову удалось настоять на назначении монахини Маргариты игуменией в Свято-Ильинскую обитель Уфимской епархии (Указ Священного Синода от 18 января 1917 г. за № 685).

 

Жевахов вспоминал: «Я имел в виду немедленно перевести ее в другое место, ибо перемещение с одного места на другое все же было легче, чем назначение. Я не хотел, чтобы такая святая женщина оставалась в епархии одного из самых бездарных и преступных иерархов, каким был епископ Андрей, в миру князь Ухтомский, встретивший потом революцию со словами умиления и восклицавший в своих печатных брошюрах: «Слава Богу, лишились Автократа; да здравствует Пантократор!

 

Возведение в игуменский сан происходило в Москве, в присутствии Великой княгини Елисаветы Феодоровны, чрезвычайно, по воспоминаниям князя, полюбившей матушку Маргариту.

 

Переезд в Мензелинск был длителен и чрезвычайно труден. Прибыла настоятельница игумения в обитель только в конце зимы 1917 года. Ее служение прошло в смутное время. Умная и образованная, она прославилась своей строгой аскетической жизнью и твердым устроением монастырской жизни в духе древнего благочестия. Она равно заботилась и о внешнем благоустроении обители, и о внутреннем духовном мире насельниц монастыря.

 

В апреле 1917 года волна революционного переустройства докатилась и до Ильинского монастыря. По постановлению Временного правительства церковно-приходские школы должны были перейти в ведение Министерства народного просвещения. Игумении Маргарите удалось защитить монастырскую школу от этой передачи.

 

«Настоятельница Мензелинского Пророко-Ильинского монастыря игумения Маргарита на приглашение городского головы явиться на собрание по поводу передачи городу церковно-приходских школ письменно ответила, что монастырская школа должна остаться при монастыре, так как имущество и здание школы принадлежат монастырю, и учительницами состоят послушницы монастыря. Игумения заявила, что содержание школы впредь будет производиться на монастырские средства (до того жалованье учителям платило государство). Непоколебимая воля игумении сохранить связь школьного образования с воспитанием детей в Православной вере привела к неожиданному результату: монастырская школа была городом оставлена за монастырем, причем ввиду того, что в этой школе учатся городские девочки, город решил платить учительницам… и выдавать требуемые при обучении пособия…».

 

18 апреля 1918 года игумения Маргарита была избрана в Епархиальный совет. В мае 1918 года в Поволжье начался бело-чехословацкий мятеж. К середине июля вся губерния была освобождена от власти большевиков. Однако на западных границах губернии бои продолжались, и Мензелинск неоднократно переходил из рук в руки. В этих условиях, по воспоминаниям бывшей насельницы обители монахини Алевтины, игумения Маргарита в какой-то момент решила уйти с белыми. «Она уже была на пристани, когда ей явился образ Святителя Николая, произнесший: «Зачем ты бежишь от своего венца?». Потрясенная видением, игумения вернулась в монастырь и поведала о происшедшем монастырскому священнику. Она попросила его заранее заготовить для нее гроб, а после отпевания похоронить ее в тот же день».

 

В ночь с 10-го на 11-е августа 1918 (н. ст.) большевики внезапно покинули город.

 

Жители создали добровольческий отряд для охраны города и установили связь с отрядами Народной (Белой) армии. 21 августа большевики снова повели наступление на Мензелинск. Отряд Народной армии и отряд по охране города в течение четырех часов выдерживали натиск противника, но большевикам удалось прорвать оборонительные линии и ворваться в город. Здесь они устроили настоящую резню. Число расстрелянных 21–22 августа составило не менее 200 человек.

 

Сохранилось несколько свидетельств гибели матушки Маргариты. По воспоминаниям участника гражданской войны (на стороне красных) Я.Ф. Остроумова, поводом к убийству игумении явилась ее попытка защитить от расправы одного из офицеров, вероятно, раненного и не имевшего возможности покинуть город: «…несколько белых офицеров, оставшихся в городе, скрывались в кельях женского монастыря и были… расстреляны во дворе обители, также была расстреляна игумения монастыря».

 

До князя Николая Жевахова через линию фронтов спустя время дошли следующие подробности мученической кончины матушки: «…ворвавшись в монастырскую ограду, большевики пожелали осквернить храм, но игумения не пустила их туда… Они ушли с угрозою прийти завтра и убить игумению. Матушка безбоязненно вышла к толпе пьяных и вооруженных большевиков и кротко сказала им: «Смерти я не боюсь, ибо только после смерти я явлюсь к Господу моему Иисусу Христу, к Которому всю жизнь свою стремилась. Вы только ускорите мою встречу с Господом… Но я хочу терпеть и страдать в этой жизни без конца, лишь бы только вы спасли свои души… Убивая мое тело, вы убиваете свою душу… Подумайте над этим».

 

В ответ на эти слова посыпались площадная брань и требования открыть храм. Игумения наотрез отказала, а большевики пригрозили ей: «Так смотри же: завтра, рано утром, мы убьем тебя…». С этими словами они ушли.

 

После их ухода, заперев на запоры церковную ограду, матушка вместе с сестрами отправилась в храм Божий, где провела всю ночь в молитве, а за ранней обедней причастилась. Не успела игумения выйти из храма, как большевики, видя ее сходящей с амвона, взяли на прицел и в упор выстрелили в нее. «Слава Тебе, Боже!» – громко сказала игумения, увидев большевиков с уставленными против нее ружьями, и … замертво упала на пол», пронзенная ружейными пулями извергов.

 

Игумения Маргарита была расстреляна 9/22 августа 1918 года.

 

Сохранилось еще одно свидетельство насельницы обители монахини Алевтины о мученической кончине игумении Маргариты. «На следующий день [после оставления Мензелинска белыми] игумению как якобы «контрреволюционерку» арестовали прямо во время службы, вывели на паперть соборного храма и, не дав ей приобщиться Святых Тайн, несмотря на ее об этом просьбы, расстреляли».

 

После отпевания сестры монастыря похоронили игуменью-мученицу у алтаря соборного Вознесенского храма, где она была казнена.

 

Из воспоминаний Марины Вячеславовны Михайловой, дочери мензелинского священника: «Рассказывали, что в 1970-е годы около закрытого тогда собора решили копать яму за самым алтарем и внезапно натолкнулись на гроб. В нем оказались нетленные останки монахини с крестом на груди. Гроб сей не потревожили, зарыв эту могилу, а для ямы нашли другое место. По-видимому, это и была игумения Маргарита. Говорят еще, что было предсказание одного из великих русских святых (кажется, Амвросия Оптинского) о Мензелинском монастыре, что при одной настоятельнице храм поставят, другая будет мученицей, а при третьей колокола падут. Так и случилось. Игумения Маргарита стала мученицей, а при последней настоятельнице сняли с церкви колокола и монастырь закрыли…».

 

Монастырь был закрыт в 1921 году. Религиозная община действовала до июня 1924 года. Монастырские церкви в основном были разрушены летом 1932 года. К настоящему времени в городе сохранилась лишь часть ограды и некоторые второстепенные постройки, а в совхозе им. Воровского, в бывшей монастырской даче – каменная церковь в честь Преображения Господня.

 

26 октября 1999 года игумения Маргарита была канонизирована как местночтимая святая Уфимской епархии. По представлению Архиепископа Уфимского и Стерлитамакского Никона Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви (13-16 августа 2000 года) игумения Маргарита была причислена к Собору новомучеников и исповедников Российских XX века для общецерковного почитания с датой памяти в первое воскресенье после 25 января / 7 февраля.

 

В мае 2009 года автором статьи была совершена поездка в Мензелинск с целью поисков останков игумении Маргариты. Состоялись встречи с руководством района. В поездке по городу и району меня сопровождали настоятель восстановленного Никольского городского собора архимандрит Александр (Петров) и начальник архивного отдела исполкома Мензелинского муниципального района Л.Ш. Миргаязова.

 

В частности, мы посетили бывший скит обители (совхоз им. Воровского), находящийся на противоположном берегу реки Мензелинки, где стоит церковь Преображения Господня, а также побывали в селах Старое Мазино и Холодный Ключ, где 8 мая была освящена часовня во имя святителя Василия Великого, построенная на средства уроженца села, ныне заместителя генерального директора по общим вопросам АО «Татэнерго» Анатолия Васильевича Краснова.

 

На месте бывшего монастыря в 1973 году были построены здание районной школы ДОСААФ, за ним в глубине – второе, и дальше, предположительно на месте Вознесенской церкви, – гаражи автошколы со смотровыми ямами. Двор школы заасфальтирован. По улице Социалистической (бывшая Монастырская) в сохранившемся одноэтажном здании монастыря находится дирекция племпредприятия «Госконюшня Мензелинского района», жилые квартиры и пустующие помещения.

 

Исследуя местность, используя косвенные источники и пользуясь воспоминаниями ушедших из жизни очевидцев, можно предположить, что игумению Маргариту расстреляли либо в Вознесенском храме, либо у входа в него, и погребли у алтаря собора.

 

Если провести аналогию с Петропавловским собором, с южной стороны от алтаря которого был небольшой погост, где были похоронены настоятели храма протоиерей Гавриил Феодорович Мелановский († 1 октября 1882), протоиерей Николай Александрович Воронцов († 10 февраля 1916), а также с южной стороны от алтаря Благовещенского собора был погребен его настоятель протоиерей Виктор Петрович Вишневский († 30 декабря 1885), то можно предположить, что игумению Маргариту похоронили именно с южной стороны алтаря храма Вознесения Господня, как это обычно было тогда принято. Именно здесь, с южной стороны ограды Вознесенского храма, 16 апреля 1905 года была погребена настоятельница обители игумения Евгения (Домника Реутова)[19]. Ныне на этом месте находятся одноэтажные гаражи автошколы со смотровыми ямами, а за ними – земельные участки частного сектора (по ул. Карла Либкнехта).

 

Православным историкам еще предстоит изучить и ее благочестивую жизнь во Христе, и последний день ее земного пребывания. И дай нам Бог найти место ее погребения.

 

Преподобномученица игумения Маргарита, моли Бога о нас!

 

< Подробнее